Идея сайта

Приветствую Вас, посетитель сайта «Философский ракурс»! 

Неотъемлемая характеристика ойкумены человеческой созидательности – пространство социологии, психологии, истории, искусства, религии, науки. Обращение к данным областям культурной жизни происходит постоянно при установлении собственных координат в сфере реального движения к успеху – коллективной цене социального прогресса. Тем не менее, обращение к свету разума, определяющего не столько видимые чувственные пределы различных форм вышеперечисленных пространств, сколько их смысл (или замысел), совершается очень редко, поскольку данное действие, во-первых, отвлекает от психологических операций с актуальными предметами в целях личной выгоды, а во-вторых, подобное направление требует интеллектуальной созерцательности и особой отстраненности от мира сущего.

Соответственно, в отношении нашей собственной жизни мы можем наблюдать в мире не цельность нашего духовного величия, а видеть в отражении солнечного света собственную тень в качестве реальности нашего Я (как у Платона в его рассказе о пещере); можем предположить и отдельное существование тени, как личности/двуличности или амбивалентности. Например, в русской литературе на идее психологической амбивалентности (как некой преследуемой или нас же самих настигаемой тени) выстраивается художественная композиция произведений Н. В. Гоголя «Нос» или Ф. М. Достоевского – «Преступление и наказание», а в зарубежной «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.

Подобный факт непонимания культурно-социального единства Я в проекции личного мышления – формирует чувство вечной несоразмерности, чувство утраты личного миропонимания (зачем Я, в чем смысл моей жизни?), и не полагает «твердого» основания для «точки отсчета» в поиске истинности собственного существования. Рене Декарт находил осознание собственного разума (мышления) началом реального утверждения личного бытия, говоря «Ego cogito ergo sum» — я мыслю, значит я существую – данное решение есть разворот пространства, в котором расположение культурных форм не случайный произвол, а единый текст результатов (итогов) личного миропонимания. Факт мышления в жизни человека становится событием его судьбы, ведущей к истинам его собственного существования. 

Платон и Аристотель утверждали, что с удивления начинается мышление – философия, раскрывающая интеллектуальную глубину окружающего нас культурного пространства и формирующая смысл личного отношения к видимой действительности. Таким образом, удивление может стать главным основанием для возможной интерпретации культурных форм мировой цивилизации и определением нового ракурса на их содержательное значение.