«Девятый вал» в проявлении человеческой воли

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Картина великого русского мариниста И. К. Айвазовского «Девятый вал» написана в 1850 году; на картине изображено действие ураганного шторма: высокие волны, гонимые ветром; просвечивающее солнце, сквозь летящие пенистые облака, и спасшиеся в кораблекрушении люди, обхватившие мачту разбившегося парусного корабля. Название картины «Девятый вал» отсылает зрительский взгляд к вспоминанию одной из морских легенд, в которой девятая волна шторма – самая ужасная и разрушающая, несущая возможную погибель (словно кто-то действительном может посчитать волны бушующей стихии – откуда брать отсчет, от какой волны?). Цифра девять обладает сакральным значением в миропонимании – 9 муз в античной мифологии, 9 планет в солнечной системе, 9 сфер в ритуальных практиках некоторых религий, значение 9 в пифагорействе, 9 кругов ада… много содержательной культурной выразительности в данной цифре, но замысел на картине раскрывается не в метафизической проекции исторического смысла 9, он полагается авторской идеей Айвазовского о человеческой судьбе и ее культурном значении.   

Кораблекрушение, в которое попали изображенные моряки, – это не только элемент случайности или роковой неизбежности во время бури, это проявление масштаба культурного хаоса, разрушающего способность сохранить порядок в корабельной команде и изничтожающего общие усилия в борьбе с внешней стихией. Изображение кораблекрушения – итог социального непонимания и духовного разлада между людьми одного культурного пространства, когда идет разговор о его художественно-образной проекции в форме искусства.  

Картина отражает эстетику возвышенного через соотношение могущества необузданных сил водной стихии и человеческой природной слабости перед ней. Многие наблюдатели полагают, что на картине девятый вал еще не прошел, он только ожидаем в своем последнем действии – данное предположение определено предстоящим зрительским ужасом.

Ужас настигает не в период смертельной борьбы, когда существует необходимость утвердить через решительное действие свое право на жизнь, ужас разверзает свои объятья хаоса после битвы с неподвластной разуму стихией, когда начинают в еще ревущих порывах ветра стремительно разлетаться черные тучи и просвечивать великой надеждой солнечный свет.

Девятый вал на картине – приближается, теперь вопрос к будущему – что делать дальше? Как сохранить свою человечность и не стать жертвой собственных иллюзий на внешнее спасение – это вопрос, когда человек остается человеком? Что организует человечность пространства – твердая суша под ногами, остаток культурной оснастки в виде мачты-креста, наделяющего религиозной верой на еще не остывших от бури волнах, или взаимное обретение помощи друг другу в сохранении жизни.  

Данная картина была написана за три года до начала русско-турецкой (Крымской войны 1853-1856 гг.) с последующей интервенцией и героической обороной Севастополя. В период Крымской войны И. К. Айвазовский некоторое время добровольно находился в осажденном интервентами Севастополе, чтобы писать батальные сцены – ужас «девятого вала» не пугал живописца хаосом своей смерти. И. К. Айвазовский родился в армянской семье, но свое величие утвердил произведениями искусства и выдающейся судьбой, олицетворяющей духовное значение культурного единства в пространстве российской государственности XIX столетия.

К. Никулушкин