Даймон Сократа – Демон Врубеля

Врубель М. А. Демон сидящий. 1890

Сократ в диалогах Платона говорил, что иногда его к рассуждению приводит явление в сознании, которое он называл даймон – по-гречески означает «божество». Даймон останавливал внешнее проявление жизни для Сократа, превращая античного мыслителя в застывшую скульптурную фигуру на длительное время в течение дня или ночи. В этот момент Сократ в пространстве культурного инобытия совершал в беседе с даймоном интеллектуальное прочтение мира человеческих поступков и людской жизни через категорию прекрасного, которую в искренности проявлений социальной реальности не находил. Даймон привел Сократа в поисках разумности человеческого существования к смертному приговору от афинского общества, которое он желал видеть справедливым в своей культурной образованности. Античный философ вступал в диалоги с различными людьми, хотел подарить каждому своего собственного прекрасного даймона, чтобы в беседе с ним человек мог иметь представление о настоящей выразительности его культурной судьбы. Люди сочли данное желание Сократа угрозой для своего социального существования, они боялись видеть искреннее величие человеческой разумности, которая может лишить их примитивного удовольствия от благ материального мира.

Даймон не обманул Сократа – истина и красота с необходимостью должны в своей форме совпадать с содержанием в действиях этого мира; Сократ принял несправедливое решение афинского суда и испил смертельную чашу с ядом в доказательство смирения перед общезначимым для общества законом. 

Русский художник М. А. Врубель был непосредственным участником нового диалога с даймоном, превратившегося в демона. Даймон и демон – слова одного культурного происхождения с различным содержательным пространством исторических значений. Даймон – божество и дух обитаемого мира обратился в демона – изгнанника в пространстве христианского мира (славянского беса).

М. А. Врубель совершил перенос даймона культурного сознания в образ демона на полотне, впечатлившись романтическим одноименным литературным произведением М. Ю. Лермонтова. Картина «Демон сидящий» была одной из первых работ в композиционно-сюжетной серии одного персонажа – будет написан «Демон летящий» и «Демон поверженный». Художественная материя, в которую облачил М. А. Врубель своих «демонов» эстетически завораживает культурное сознание зрителя. Демон предстает в цветовой гамме света, а не кромешной тьмы, совершая иллюзию преломления луча в красоте чувственного духовного мира. М. А. Врубель увидел красоту в образе демона в отличие от Сократа, желавшего видеть красоту человека через диалог с даймоном. Художник пишет: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…». Как же ошибался М. А. Врубель в поиске «страдающего и скорбного демона», ибо искал он его в своей собственной душе, полагая собственные страдания и скорбь в печальном образе изничтожающей тьмы.

Один из отцов церкви Афанасий Великий пишет в религиозном определении демонического явления: «Демоны вводили в заблуждение умы человеков различными привидениями, пребывая в источниках и реках, древах или камнях, и невежественных смертных устрашали призраками».Демон обманул М. А. Врубеля, предложив вместо прекрасного и светлого мира боль чувственной души, сжимающей культурное сознание великого русского художника отчаянием мирского существования с утратой рассудка в образах окружающего мира.  

К. Никулушкин