Лик сфинкса в триединстве исторических судеб

Санкт-Петербург, Университетская набережная

Напротив здания Академии художеств вдоль Университетской набережной расположены скульптуры египетских сфинксов, найденных в окрестностях Фив. Свое место в Санкт-Петербурге на набережной Васильевского острова сфинксы обрели в 1834 году в период правления императора Николая I.  Проект пристани, на которой сфинксы получили свое культурно-панорамное бытие, был спроектирован архитектором К. А. Тоном.

Лики сфинксов отражают портретные черты фараона Аменхотепа III; головы изваяний увенчаны египетскими царскими атрибутами (клафт, па-схемти, урей). Сфинксы, взирая друг на друга, молчаливо хранят истину своего культурного порождения, определенного сакральным пространством древнего мира.  

Тайны древней культуры похожи на молитвы, которые раскрываются при содействии собственной души к истоку духовного (культурно-духовного) образа. Возникает состояние родства, единства с предстоящим ликом культурного существования, определенного как эстетическое выражение в сфере искусства.

Характерные черты фараона в скульптурной выразительности двух сфинксов полагают задуматься о сущности подобного художественно-ритуального решения. Что означает один лик фараона в двух метафорических ипостасях? В ответе на вопрос приведем предположение: два сфинкса – это обозначение преемственности царской власти, обусловленной в древние времена исключительно единством «фамильной крови». Следовательно, скульптуры сфинксов, воплощающие в своей монументальности личность царского рода, отражают немой «диалог» между отцом и сыном, связанными кровным долгом монаршей власти.

Изменение сфинксами топоса (места) Египетского царства, в котором когда-то явились каменные хранители культурных смыслов, на пространство Северной Пальмиры, в котором исходит новое бытие «каменных гостей» – приводит к мысли о метафизическом переходе древних царских «отношений крови» на новый образ властелина государственной воли.   

П.А. Вяземский в поэтическом произведении «Сфинкс, не разгаданный до гроба» раскрывает образ императора Александра I. Соответственно, соотнесение личности императора с идейной выразительностью мифологической фигуры сфинкса, позволяет раскрыть скульптурную композицию как образ фамильного рока семьи Романовых, где смотрящие друг другу в глаза сфинксы выражают встречу двух фамильных представителей: Александра I, знающего о заговоре против своего отца, и Павла I, преданного собственным сыном.

Следует указать, что сакральное единство данной композиции определяется присутствием третьего сфинкса, который предвосхищает развитие рокового события. На куполе здания Академии художеств восседает богиня Минерва, воплощающая в своем облике императрицу Екатерину II. Шлем Минервы венчает фигура сфинкса, взирающая на своих собратьев у подножия Академии. Екатерина II, через образ третьего сфинкса, дает начало семейной драме: желая передать престол своему внуку Александру и испытывая ненависть к своему сыну Павлу, Екатерина порождает недоверие в отношениях отца и сына (Павла и Александра). Таким образом, «триединство» сфинксов хранит тайну фамильного рока трех поколений.

Минерва над куполом Академии художеств, Санкт-Петербург

Имеется в каменных выражения двух египетских сфинксов символичная деталь, воспроизводящая метафизический замысел культурного пространства. Обе фигуры представлены с отколотыми бородами. Подобный факт возможно интерпретировать, обратившись к событиям истории России в периоды правлений Павла I и Александра I.

В ракурсе культурно-философского прочтения, предполагается, что отколотая борода сфинкса в метафизическом облике Павла I символизирует его раскол с древностью русских традиций, формирующих историческую судьбу России. Русский император был заворожен западными идеалами рыцарства, сам являлся магистром Мальтийского ордена, был поклонником прусской культуры и стремился к воплощению этических и эстетических форм западноевропейского мира. Также следует добавить, что желание Павла I изменить герб Российской империи, соединив его с Мальтийским крестом, могло означать отречение от своего культурного долга по отношению к русской истории (проект по изменению герба не был реализован).

Символичность отколотой бороды сфинкса в метафизическом образе императора Александра I – отражает события Отечественной войны 1812 года, во время которой стояла угроза потери русской государственности. Сожжение Москвы предстает в качестве утраты части культурного прошлого и раскрывается для истории личным поражением Александра I.

Таким образом, фигуры сфинксов на Университетской набережной, принадлежащие прежде земле фараонов, воспроизводят фамильную тайну царского рода, которая обнаруживает себя в историческом течении культурного существования. Несмотря на переход (исход) сфинксов из Египта в Санкт-Петербург в период правления Николая I их философская выразительность объединяет посмертную судьбу двух ушедших из жизни русских императоров – Павла I и Александра I (культурный смысл сфинкса – оберегать тайну загробного мира).

Е. Башмакова