Калокагатия в Древней Греции

«Надгробная речь Перикла» Филипп фон Фольц (Philipp von Foltz; 1852).

Культурный период эпохи античности, раскрывавшейся длительным историческим этапом, обладал особым пространством философского смысла, в котором формировались новые категории и слова-понятия. Слово греческого языка καλοκαγαθία [калокагатхия] (в качестве термина слово известно в русской огласовке [калокагатия]) является одним из культурных терминов античной эпохи, определившей содержательное понимание положений этики и эстетики в жизни общества.

Что же означает слово καλοκαγαθία [калокагатия] в переводе с древнегреческого на русский язык?

Калокагатия является словом-композитом, т.е., словом, состоящим из двух корневых основ – καλὸς [калос] и ἀγαθός [агатхос]; «калос» означает – прекрасный, красивый, а «агатхос» – добрый, благой, хороший. Соответственно, вышеуказанное слово можно было бы перевести как «прекрасно-добрый» или «красиво-благой». В подобном значении перед нами раскрывается объединение двух культурных пространств – этики, как сферы поступка, и эстетики, как области прекрасных, чувственно-выразительных форм.

Период возникновения данной лексемы в греческом языке не является хронологически точно установленным, но первое употребление «калокагатии» совершается при упоминании сентенций Семи мудрецов, живших в VII–VI вв. до н.э. Особая «философская» частотность применения «калокагатии» раскрывается в диалогах Платона и книгах Аристотеля.

Слово «калокагатия» в языке античности было определено исключительно к феномену человеческого существования, обладавшего полнотой свободного и творческого проявления своих поступков в социальной жизни. В данном слове раскрывались взгляды общества на культурную модель идеального и совершенного человека, который должен был обладать физически прекрасной формой в сочетании с высокой нравственностью и моралью. Свобода человека в период античной демократии была направлена не столько на индивидуальные (субъективные) утверждения (желания), ведущие к личному, обособленному счастью независимого существования, сколько на благо государственного развития, включавшего всех граждан города-полиса. Атлет, победивший на Олимпийских играх, и мыслитель-философ, определивший новую идею в сфере познания, – одинаково были почитаемы народом не только за величие их культурной силы, раскрывшейся в греческой ойкумене, но еще больше за принесенную славу античному городу, которому они принадлежали на правах свободного гражданина при жизни. Известные люди античного периода так и вошли в мировую историю с прибавлением к собственному имени название города: Гераклит эфесский, Фалес милетский, элеаты Парменид и Зенон…  

Культурное значение понятия «калокагатия» отражало процесс воспитания и развития свободной личности, которая с необходимостью должна была обладать красотой телесной формы и силой морального утверждения. Многие социальные категории и жизненные сферы античного общества складывались непосредственно из содержания «калокагатии».

  Например, «прекрасно-добрый» гражданин города-полиса – это человек, который своим культурным существованием образует порядок и гармонию в социально-политической жизни народа: участвует в обсуждении законов, выявляет ложь и обман в процессе управления городом-государством, формирует разумным причастием к интеллектуальному миру духовный образ для подражания молодому поколению; но также – это человек, обладающий прекрасной физической формой, необходимой для достойной защиты города в составе народного ополчения, от действий которого и зависит свобода всех граждан.

Или, например, значение слова «калокагатия» (прекрасно-доброе) получает развитие в содержательном понимании «дружбы» – φιλία [филиа]. Идеал дружбы для сознания античного человека складывается в пространстве созерцательного образа человека, обладающего наилучшими – ἄριστος [аристос] качествами культурно-социального бытия в представлениях эпохи. Понятие «дружбы» становится философской категорией, которая не должна обладать в жизненном проявлении изъяном двойственной природы, разделяющей красоту формы от морального поступка, ведущего к пониманию общественного блага.

Культурное пространство категории дружбы измеряется единством своего эстетического образа и этического действия, создавая условие слияния смыслов в слове – калокагатия. Подобными рассуждениями наполнены многие тексты диалогов Платона.

Таким образом, значение слова «калокагатия» определено античным мировоззрением в сфере культурно-социальной жизни, утверждающей принципы политической свободы, положения нравственности и морали в обществе, формирующем творческий взгляд на становление и развитие свободной личности.

К. Никулушкин