«Девочка на шаре» в сюжетной линии эстетической выразительности

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905

Картина «Девочка на шаре» была написана художником П. Пикассо в 1905 году. Данный период творчества принято называть «розовым», который следовал за периодом холодных голубых тонов.

Название картины «Девочка на шаре» отражает «идейное инкогнито» (безымянность), поскольку не имеет собственной авторской версии внутреннего значения. Название раскрывается на основании чувственного (эстетического) потенциала самого яркого (впечатляющего) образа на картине, притягивающего внимание зрителя (действительно, почему названием произведения не явилось «мужчина на кубе»? Только потому, что он выразительно сидит спиной к пространству зрителя?). Можно было бы провести некоторое пересечение смыслов с творческим проектом Бэнкси, которое получило общее название «Девочка с шаром», но, в подобном случае, выигрывает пространство философского смысла культурного образа, а не сюжетная глубина уникального произведения.

Имеется общепризнанное утверждение, что главное художественное средство выразительности у Пикассо – форма, и главным экспозиционным моментом сюжета картины является шар и куб, но присмотревшись (всмотревшись) можно увидеть, что определяющим эстетически-философским разворотом произведения служит линия, а не форма.

Проявление формы на полотне утверждает в области живописи структуру телесности, согласованной с действием света и тени, формирующих цветовую палитру композиционно-изобразительного текста произведения. Исключением является раскрытие «чистой формы», принадлежащей сфере интеллектуального созерцания, например, геометрические фигуры, которые не имеют отношения к феномену образов реальной действительности, обладающих светотенью. Когда выразительность телесности является существенным фактом художественной идеи, все необходимые элементы складывающие (образующие) ее форму становятся безусловными атрибутами полотна, на котором она находит свое эстетическое бытие. Соответственно, тень в подобном случае становится необходимым (но не всегда обязательным) условием в изображении формы. Тень формирует пространство чувственного откровения к факту зрительского присутствия.

На картине Пикассо «девочка на шаре» не имеется пространства «чистой формы» (или выражения ее абсолюта), все изображенные фигуры принадлежат образам реальности, узнаваемой человеческими чувствами. Несмотря на факт изображения данной (подобной) действительности практически отсутствует положение тени в утверждении раскрываемого пространства при дневном свете. Имеется возможность увидеть на полотне некоторое несогласованное с движением света фрагментированное выражение тени, которая есть только способ передать параллельные прямые, возникающие от левой ноги сидящего атлета и основания шара, на котором легкой линией «взлетает» фигура акробатки (данные прямые имеют особый символический смысл, устанавливающий невозможность пересечения двух судеб и создающий чувство обреченности).   

Отсутствие тени указывает на подчеркнутую незначительность формы для художника, только линия (фактическая, абстрактная, как прямая в геометрии) не образует тени.

Линия – есть основной смысл созерцательного прочтения картины Пикассо. Линия раскрывает символическое проявление прямого угла в сопоставлении с плавностью сферы, шар и куб являются истоками движения линии. Фигура акробатки, ее левая сторона (от зрителя – правая) подражает пространству линии кубического начала, образуя подчеркнутую угловатость и неестественность поднятой вверх прямоугольной руки девушки; линия куба статична в подчинении природной силы жизни, монолитная выразительность атлета определена точной перпендикулярностью формы рук, ног, туловища, его взгляд уходит в сторону от «оси-смысла», поворот головы атлета образует начало угла прямоугольника между девушкой, в центре которого находится белая лошадь.

Подчеркнутая искусственная нарочитость телесности, выраженной кистью автора, воссоздает образы из античной мифологии об удержания зыбкого мира на плечах (атлантов), создающих прямой угол с поверхностью «земной обители» человека. Девушка-акробатка линией правой стороны своей фигуры (от зрителя – левая) образует баланс мировой культурной устойчивости на «плечах атлантов». Можно заметить, что руки девушки отсекают границы темной тучи, нависшей над ее головой.

Движение линии на картине совершается в двух направлениях: вертикально и горизонтально, горизонтальные создают условие плавных волн, ритмично полагающих трехчастность световых границ произведения, вертикальные по отношению к горизонтальным – образуют смысловой диапазон сюжета, раскрывая гармонию бытия вселенски природного, вечного и культурного, разумно-временного, преходящего (погибнет разум – исчезнет культура).

Возможности философской интерпретации данного произведения Пабло Пикассо не имеют завершенности в проекции культурного значения. Творческий акт Пикассо в эстетическом поле художественного произведения «девочка на шаре» не устанавливает многие символы и знаки (семиотику) исключительно при содействии рациональной выверенности каждого взмаха кисти художника. «Философский горизонт» картины раскрывается перед созерцающим разумом. 

Замысел картины, исходящий из сферы психоанализа Фрейда, слишком очевиден и достаточно карикатурен по отношению к духу мирового искусства. Живопись – не лекарство от неврозов, а раскрытие смыслов собственного существования в сфере культурной созидательности.

Проявление собственной философской созерцательности помогут найти ответы на образы-символы, которые остались за «кадром» интерпретации:

1. Почему изображена между акробаткой и атлетом белая лошадь?

2. Обратить внимание на кисти рук девушки, мужчины или других персонажей. (Вы заметили, что изображение кистей рук имеется только у акробатки?) Что может означать данный факт?

3. Картина раскрывает образы не только двух главных героев, но также изображены собака и женщина с детьми – случайность, не имеющая смысла или проекция авторской предопределенности к картине мира?

4. Возможность раскрыть положение художественных образов через культурные понятия правой и левой стороны в духовной жизни.

5. Исторический ракурс, не рассматриваемый в данной статье, о роли цирка в жизни Пабло Пикассо.

К. Никулушкин