Ἀρχή – начало мышления

Парфенон, V в. до н.э., архитектор Калликрат

Греческий язык определил терминологическое основание научно-теоретической жизни в мировой культуре. Античные философы досократического периода сформулировали вопросы о сущности мироздания и указали на возможные способы его постижения мыслящим человеком. Понимание мира эллинами сочеталось с лингвистическим текстом греческой культуры, в которой повседневный узус языка (употребление слов) формировал сферу интеллектуальной жизни.

Одним из понятий-терминов периода ранней античности стало слово ἀρχή [архэ] – начало. Поиск начала стал важным философским смыслом, удостоверяющим основание социально-культурной истины. На протяжении долгого исторического пути развития эллинской ойкумены совершалось:

1. исследование ἀρχή-начала лучшего государственного управления, при котором благо для всего общества устанавливается при содействии законов, определенных общим участием демоса-народа.

2. Происходило определение ἀρχή-начала лучшей военной тактики и стратегии, обусловленных формой воинского построения – фаланги с изменяемой глубиной и шириной строя.

3. Формировалось мышление ἀρχή-начала мира сущего, состоящего из первоэлементов – огонь, вода, воздух, земля – основной вопрос: что есть главное из них в порядке устройства мира и как они между собой в установленном миропорядке взаимодействуют?

Слово ἀρχή, как составляющая основа лингвистического композита (сложное, двусоставное слово), вошло в культурный обиход многих современных понятий:

археология – «раздел исторической науки, изучающий прошлое человечества и закономерности его развития по вещественным историческим источникам», а в эпоху античности – рассказ о древностях,

архиерей – первосвященник или главный священник,

архангел – высший ангельский чин, согласно христианскому вероучению,

архетип – в психоанализе, согласно К. Г. Юнгу, «структурный элемент коллективного бессознательного», а в античной культуре – первообраз,

архитектор – теоретик градостроения, в античных Афинах данное слово имело дополнительное значение в виде государственной должности – лицо, которое должно было поддерживать афинский театр в полной исправности,

архивариус – хранитель архивов…

Ἀρχή-начало – вошло в религиозный текст философско-духовного размышления первой строки Евангелия от Иоанна – Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος – синодальный перевод: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Поиск духовного ἀρχή-начала, выраженного греческой лексемой через логос-слово, определил путь культурно-интеллектуального развития христианской мысли, в которой мудрость и истина исходила из сущности понимания Господа. Соответственно, ἀρχή-начало направило движение разума через слово, которое, согласно Новому Завету, не было произречено человеком, но которое стало религиозным смыслом в жизни верующего.

Таким образом, ἀρχή-начало раскрыло пути (маршруты) новых значений, обусловленных новым взглядом на окружающий мир, и сформировало лингво-теоретическую модель мирового общения в сфере духовной культуры.

К. Никулушкин