Философски-вопрошающее триединство или инкогнито Бэнкси в произведении «Девочка с шаром».

Часть 3.

«Девочка с шаром». Бэнкси

Вопрос третий: как проявляется и раскрывается психологическая особенность творческого акта в пространстве современного искусства на примере данного произведения?

Каждое произведение в мире искусства имеет свое собственное бытие, обоснованное авторской идеей и материальной формой своего воплощения в тексте культуры. Бытие художественного произведения создает в глазах зрителей через гамму чувственного воображения иллюзорный мир.

Способы и методы организации художественной формы, в зависимости от видовой принадлежности к искусству, – различны. Но творческие эксперименты в пространстве современного искусства имеют свои отличительные особенности: например, сначала в авторском сознании организуется не идея формы, а пространство, в котором данная художественная форма в виде произведения будет воплощена. Это то, что можно назвать условно предварительной организацией бытия арт-объекта в сфере современного искусства. Не следует путать вариант, когда художник подстраивает свое произведение под пространство формы другого объекта, например, фресковая роспись Рафаэля Санти с названием «Афинская школа» в Апостольском дворце Ватикана. В данном случае, художественное пространство для творчества не выбрано автором, а задано необходимым условием, под которое формируется замысел образа, его выразительная форма и композиция. В подобном случае совершается «настройка» творческого сознания, а не его изменение (трансформация), как это происходит с автором при работе в некоторых современных арт-проектах.

Соответственно, данная последовательность созидания в некоторых избранных разделах современного искусства – сначала бытие, а затем форма определяют новый уровень эстетически-художественного сознания, в котором «рождение» и «смерть арт-объекта» установлены процессом его мышления: рождение – есть начало зрительской интеллектуально-эстетической операции в виде культурного постижения (интерпретации) произведения, окончание интеллектуального созерцания – смерть; а если мышление – не состоялось, то не свершился акт понимания арт-объекта, который остался для зрительского восприятия только в качестве непонятной «культурной схемы», исключающей видение единого художественного образа в эстетическом сознании.

Картина «Девочка с шаром» была порождена художественным жанром (уличного) стрит-граффити, получившего творческое становление в каменных лабиринтах и высотных проектов городской архитектуры. Пространство городской организации не подчиняет образное мышление автора граффити, а само подчиняется (трансформируется) под условием идейного уровня и собственных живописных возможностей арт-художника.

Бытие, предваряющее создание произведения граффити, раскрывается в персональном взгляде художника-граффитиста на архитектурный, культурный или исторический уровни городской среды, предполагающих необходимую комбинацию элементов (геометрию, исторический план, публичность) для выражения идеи в графическом образе.  

Созидание или уничтожение какой-либо высокой творческой проекции в виде граффити может привести к изменению судьбы части городского пространства, в котором нашел отражение авторский замысел художественного образа. Судьба образа часто пересекается с судьбой городского пейзажа, имеющего собственную историческую память. Например, в 2020 г. в Санкт-Петербурге художественный проект граффити поэта И. Бродского, затертого завхозом одной из образовательных учреждений, есть культурно-историческая проекция советской эпохи (или лучше сказать – культурно-разрушительная) в повторении печальной судьбы отечественного писателя, высланного из СССР в 1972 г. и затертого из внешних будней советской культуры. Но через некоторое время в том же 2020 г. при содействии художника О. Лукьянова образ И. Бродского снова появился, но уже на символической высоте Пяти углов Санкт-Петербурга, как бы возвращаясь к нам величием духовного образа после долгих лет изгнания.

Изменение городского текста произведения граффити на другой – также ведет к изменению судьбы культурного существования образа в современном искусстве. Перенос структуры граффити «Девочка с шаром» с городской стены на полотно изменил суть ее собственного бытия, картина получила родительский статус в форме авторского псевдонима Бэнкси и стала товарной маркой, удостоверяющей качество ликвидности (уровень оборота одного товара на другой товар, например, в форме денег) в сфере экономического обмена.

Последующее развитие сюжета достаточно характерно для пространства современного искусства. В день торгов аукционного дома Sotheby’s, когда было объявлено о продаже картины Бэнкси «Девочка с шаром», произведение искусства начало процесс самоуничтожения через шредер, спрятанный в раме картины. Акт незавершенного самоуничтожения вызвал не только искреннее изумление у публики, находящейся в аудитории арт-продаж, но и номинировал новый сюжетный ход в истории дома Sotheby’s – переход феномена культуры от структуры бытия к хаосу небытия.

Данный факт осознанного уничтожения полагает не только зыбкость смысловых и культурных границ объекта искусства (подобное умышленное действие свершалось в истории достаточно часто, например, до нашей эры Герострат, сжегший во имя собственной славы храм богини Артемиды в Эфесе, или в дни уже нашей культуры – попытка уничтожения картин «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Даная» Рембрандта на основании психического помешательства), но и удостоверяет продажу небытия художественного произведения, исчезающего в пространстве, как чеширский кот в рассказе Льюиса Кэрола «Алиса в стране чудес», который оставляет в воздухе современного искусства исключительно свою огромную улыбку.

К. Никулушкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *