Три версии «Гендерного права» Перикла и Аспасии в эпоху могущества Афин V в. до н.э.

Перикл и Аспасия

Он: Перикл принадлежал к поколению, выросшему и воспитавшемуся на плодах первых, великих побед греков над персами. Родился он в V в. до н. э. Его величие в стенах Афинского полиса зарождало легенду о нем уже среди его современников. Перикл был вождем афинской демократии, имел должность стратега и заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан. Он не боялся выступать против толпы, если под влиянием момента она хотела принять неверное решение.

Она: Аспасия была родом из Милета, где до начала V столетия до н.э. политическая и умственная жизнь шла быстрее. Она – яркая представительница женской эмансипации, которая обнаружилась в Греции, в эпоху культурного расцвета. В Афинах Аспасия пленила красотой, манерами и умом (нехарактерным для женского общества Афин того времени) Перикла, который разошелся с своею первой женою и сблизился с Аспасией.

Женился ли он на ней – достоверных сведений нет, но многие исследователи полагают, что она была женою Перикла, а не была гетерой (образованная женщина, за плату составлявшая компанию мужчинам в беседах, и обычно, имевшая богатого покровителя); тем не менее, с точки зрения тогдашнего аттического права этот брак считался не вполне законным, так как Аспасия не была афинянка, и дети от подобных браков, по изданному же самим Периклом закону, не могли пользоваться правами гражданства.

Аспасия сильно отличалась от остальных афинских женщин, привыкших к затворнической жизни; ведь афинянке считалось неприличным заниматься чем-либо кроме домашнего хозяйства – данное положение в греческой культуре эпохи Перикла есть неоспоримый факт, но вот дальнейшее развитие истории отношений Перикла с Аспасией принимают в исторических текстах различные версии:

Версия 1.

Цитата из источника (Исходное условие) – «Любовь Перикла к Аспасии была так сильна, что он разрешал жене, нарушая афинские обычаи, выходить к гостям мужа, разговаривать с ними и даже принимать участие в спорах».

Ответ-размышление (Рефлексия) – совершенно немыслимый факт для мужских «симпосиумов» (по-простому – винные возлияния гостей в доме хозяина), если Аспасия была женою Перикла, а не гетерой (наемной и платной подругой и собеседницей в мужской компании); но и гетера имела дозволенные границы общения, она могла иметь свои суждения по культурным вопросам, но в основном пересказывала уже чьи-нибудь, и ни в коем случае не вступать в спор, за что ее могли бы в лучшем случае побить (в худшем – на волю победителя). Жена – могла встретить гостей дома в начале беседы-застолья, продемонстрировав свою природную красоту физической грацией и благородной греческой формой, и отразить богатство дома дорогими ювелирными украшениями. Если же ни красоты, ни богатства не было, то жена, по большей части, и не появлялась. Жена, после встречи дорогих гостей, должна была покинуть мужское пространство, чтобы в момент апогея «беседы» не быть принятой за рабыню (со всеми дальнейшими последствиями), которые прислуживали на протяжении всего культурного вечера.

Чтобы понять сущность греческой эпохи, развивавшейся в системе социальных отношений и этики философских бесед в доме пригласившего хозяина, следует прочитать диалог Платона «Пир», дающий ясное представление о возможных сценариях в сюжете древнегреческого гостеприимства.

Версия 2.

Цитата из источника     (Исходное условие)«В доме Перикла сходились и философы – Анаксагор, Зенон, Протагор, Сократ, тогда еще молодой, – прорицатель Лампон, и историки, как, может быть, Геродот, и поэты, например, Софокл, и художники, как Фидий или как архитектор-философ Гипподам. Если верить свидетельству древних, не одни мужчины бывали здесь: некоторые приходили в дом Перикла со своими женами. Душою же этого кружка – или, как бы мы теперь выразили, салона – была талантливая, образованная Аспасия, дочь Аксиоха».

Ответ-размышление (Рефлексия) – абсолютно безумная для греческого общества ситуация, несмотря на свободу гендерных нравов в Афинах V в. до н.э. В тот период исторического существования мужчины никогда не ходили в гости со своими женами, если не хотели иметь, как в платоновском идеальном государстве, общих детей, а они, по всей видимости, не хотели. Дом у каждого был свой, и хозяйка дома также одна; конечно, понятие о половом бесчестии имело иные этические координаты нежели в современной культуре, но чтить знание рода своего отца «до седьмого колена» было в порядке семейной репутации.   

Версия 3.

Цитата из источника (Исходное условие)«Аспасия первенствовала в кружке Перикла. Тут, при ее деятельном участии и даже, быть может, руководстве, велись беседы на самые разнообразные темы, волновавшие умы и касавшиеся политики, филосфии, брака и семейного счастья, образования и воспитания».

Ответ-размышление (Рефлексия) – Аспасия точно не могла возглавить «кружок» Перикла, не при каком деятельном участии, даже в страшном сне самого Зевса и Аида! Скорее 300 спартанцев отдали бы почести персидскому царю Ксерксу и, склонив перед ним свои колени, пропустили в греческие земли; или Перикл издал бы закон об оскоплении всего афинского населения, нежели женщина возглавила «деятельный кружок» мужского пола. Следует вспомнить знаменитую и очень популярную среди античной ойкумены (обжитого греками географического пространства) греческую поэтессу VI в. до н.э. Сапфо, величие которой старались уровнять слухами об ее однополой любви – поскольку пусть и не мужчина, но в любом случае где-то равная по принципам гендерного развития мужского древнегреческого общества.         

Также следует привести к версии № 3 и прокомментировать следующий, еще более гротескный исторический пассаж:

Цитата из источника     (Исходное условие) – «Если верить древним, Аспасия вдохнула новую жизнь в просветительную философию того времени. Ее называли наставницею не только Перикла, но и Сократа. Ей приписывали большую долю влияния на философское развитие последнего. Сократовский метод, говорили, есть метод Аспасии».

Ответ-размышление (Рефлексия) – таким «древним» лучше всего не верить, ибо сколько Аспасия не «вдыхай новую жизнь», а о философских текстах, написанных ее рукой, хотя бы в виде фрагментов, не было известно и в те далекие времена. Откуда же берется подобное суждение? Скорее всего из опосредованных сочинений, послуживших достоверным фактом некритическому мышлению. Например, из диалога Платона «Менексен», который относится к положению spuria [спурия] (т.е. не очень достоверно, что это написал Платон).

В диалоге участвуют, с одной стороны, Сократ, с другой Менексен. Один из героев диалога Менексен говорит, что: «Аспасию можно назвать очень счастливою, если она, будучи женщиной, в состоянии сочинять такие речи», на что Сократ отвечает: «Если не веришь, то следуй за мною и услышишь, как она говорит», – то есть, подразумевается, что есть реально измышляющая какие-то суждения женщина, что-то вроде заморской диковинки, наподобие говорящего попугая; на что Менексен парадоксальным образом отвечает: «Я часто встречался с Аспасией и знаю, какова она» (без комментариев!). Далее, Сократ утверждает, что Аспасия своими речами обучила его риторике, и не только его, но и многих других, да и самого Перикла (можно было бы отнести данный фрагмент для психоаналитического разбора по фрейдовскому методу). Как тут не вспомнить слова русской императрицы Екатерины Великой, что она готовит из своих молодых фаворитов будущих ревностных служителей Отечества.

Соответственно, из предложенного фрагмента текста косвенным методом ясно, что данный формат социальных связей является исключительным уже для самого автора диалога, а не только для греческого общества. Раб Эзоп, сочиняющий басни для своего господина Ксанфа, совершенно допустимый факт в Древней Греции, но, никак не обратно: – господин, сочиняющий басни для своего раба.

          Откуда же берутся артефакты подобного исторического логоса. Необходимо указать, что все воспоминания об Аспасии и Перикле были записаны в греческой истории намного позже их существования, когда нравы и представления о роли женщины в обществе, может быть и не радикально, но изменились. Также следует рассмотреть тот факт, что после падения афинского могущества возможность утвердить Аспасию в качестве со-мыслителя времени Перикла есть своего рода вызов или уничижение греческого величия в эпоху наступившего римского возвышения.  

          Итогом отношений между Аспасией и Периклом стала смерть последнего, после которой об Аспасии никто из хронологов не упоминает.

К. Никулушкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *