Мефистофель и Фауст или тайна имени одного из героев произведения И. В. Гете.

«Мефистофель» (1883) Скульптура Марка Матвеевича Антокольского
 

Мефистофель является одним из главных персонажей драмы И. В. Гете «Фауст». Имя данного героя перешло на страницы текста произведения из мифологической культуры эпохи Ренессанса, в которой раскрылось явление нового образа демонической силы, обладающей выражением безумного веселья над тщетными потугами мирового познания в лице человека (человечества).

Возникает несколько вопросов: – почему Мефистофель явился в эпоху Возрождения? Почему возникла необходимость, говоря по «оккамовски», удвоение религиозно-мистической сущности в области духовно-образных представлений, чем оказался неугоден существующей в культуре сатана?

Имя Мефистофель имеет две различные версии своего происхождения (этимологию): 1. Имя происходит от древнееврейского композита (двусоставное слово) мефиц – рассеивать и тофель – искусный лжец, т.е. дословно – сеятель искусной лжи, тот кто в своих интересах подменяет реальность навязанной фантазией; 2. Имя определено греческим происхождением – μή (частица отрицания – не), φῶς (свет) и φίλος (дружеский, дружба, φιλέω (любить), то есть дословно – не любящий свет.

Отсутствие в имени – τ (тау), явно слышимой при переходе от φῶς к φίλος, позволяет усомниться в данной этимологии, но сама эпоха Ренессанса, в которой предположительно и «появился» Мефистофель, обусловлена эстетикой античности, раскрывающей красоту древних культурных форм, получивших рождение в лингвистическом тексте Эллады. Соответственно, имеется возможность в качестве сильной гипотезы (т.е. очень рискованной) предположить происхождение имени Мефистофель из греческого языка.

В структуре развития культурного образа «не любящий свет» есть очевидное противопоставление кому-то, кто этот «свет любит». Пространство христианской культурной парадигмы раскрывает, что Господь Бог определен вечным мировым светом; но любовь в данном случае прилагается не к свету, а к тварному миру, в котором он (свет) имеет возможность раскрыться перед Великим духом, это «Фаворский свет», «Свет присносущный».

Таким образом, Мефистофель не является противопоставлением Господу, о данном факте косвенно говорит и его литературно-художественное раскрытие в произведении И. В. Гете «Фауст».

Существует другой религиозный персонаж, имеющий характер темного антипода божественному и обладающий практически антонимом Мефистофелю в своем имени, выраженным латинским языком, – Люцифер(Lucifer), дословно – несущий свет. Люцифер имеет интересное перевоплощение от прекрасного лика античной эстетики в образе представителя утренней звезды к демоническому развороту в Позднем Средневековье своего темного облика в персонификации самого сатаны.

Люцифер – несущий свет «светоносец», а Мефистофель – отрицающий свет «светоборец» (можно было бы его именно так и назвать несмотря на то, что отрицание света еще не есть борьба с ним).

Люцифер и Мефистофель участники одного запретного предела, связанного с действием света в своих личных интересах, как переноса, так и отрицания. Каждая из подобных операций придает им некую темную силу (темную материю), при которой они способны разрушать человеческую веру в единство мировой души.  

Но если Люцифер относится к категории «падшего ангела», возжелавшего вечного величия над Творцом, то Мефистофель отрицающий свет истины есть лишь реальный агностик, утверждающий невозможность познания на основании своей метафизической близости к духу Великого создателя. Величие человеческой мысли никогда не будет соразмерно безмерной вечности ее собственного истока в образе Господа, именно данная интуиция и находится в сфере понимания Мефистофеля. Соответственно, Он искушает нетленный разум, впавший в состояние тщетных поисков смысла собственного предназначения в бытии, бренностью плотских удовольствий, ведущих к устранению «печали Экклезиаста». Мефистофель издевательски выразителен в отношении людских способностей к проницательному пониманию мировой сути, указывая на особую человеческую нетерпеливость, обоснованную установленным, конечным временем жизни. Всегда намного проще получить ясную и очевидную выгоду-пользу сейчас, нежели создавать некий интеллектуальный маршрут за пределы собственной телесности.

Мефистофель обретает свою культурно-образную реализацию в момент мировых открытий, переносящих свет познания «просвещение» в пространство форм человеческой цивилизации. Данные формы становятся относительно безличными (научно-рациональными), теряющими (рассеивающими) духовный свет своих изысканий в перспективе наивного и чудесного блага. Культурный оборот таких открытий располагается не всегда на стороне света, иногда в равной степени он пролегает по территории вечной тьмы, определяя новый истошный путь к всеобщему истреблению под дикий, ужасный смех нового сатанинского образа – Мефистофеля.     

Мефистофель также благодаря И. В. Гете становится демонически ярким именно литературно-художественным персонажем, принадлежащим к сфере религиозной культуры, но не обладающим в ней догматическими единицами своего исчисления; другими словами, с Мефистофелем возможны любые авторские действия в пространстве культурного текста без установления (соподчинения) через категорию – ересь.

Возрождение в культуре идеалов античности, утвержденных в христианском тексте как языческие, невозможно без возникновения новых мистических персонажей, полагающих новый уровень эстетического созерцания через единство религиозного и мифологического.    

Таким образом, явление Мефистофеля в эпоху Ренессанса определено новым взглядом на историческую перспективу античной культуры, возрождающей не только эстетику древнего пространства, но и требующей новых трагических образов в драматическом сюжете собственного бытия. Удвоение демонической сущности в лице Мефистофеля обосновано формированием новых внутренних оппозиций, новой культурной диалектики в тексте религиозного сознания нового пространства тотальной цивилизации.   

К. Никулушкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *